Балансировка колес — для чего необходима и в чем ее суть?

Каждый раз заезжая на шиномонтаж, кроме замены или ремонта шины, колеса подвергаются какой-то странной и непонятной процедуре под названием "балансировка". Многие автомобилисты не понимают в чем смысл данной операции и по каким принципам она выполняется.

В этой статье, я постараюсь ответить на основные вопросы, связанные с балансировкой. Вы узнаете, для чего ее делают, в чем заключается смысл балансировки и как понять, что в колесах появился дисбаланс. Поехали!

Казалось бы, новая шина, новый диск, все хорошо! Для чего что-то балансировать? На самом же деле, все намного сложнее, любое колесо (шина и диск) имеет дисбаланс, поскольку при изготовлении покрышки и колесного диска используются технологии, которые не позволяют достичь идеального баланса. То есть, шина и диск обязательно будут где-то тоньше, где-то — толще, где-то тяжелее, а где-то — легче. Чтобы избежать биения, которое возникает в результате дисбаланса колеса, проще говоря, нарушения центра тяжести, во время движения, особенно на больших скоростях, возникает вибрация или даже биение, которое негативно влияет на массу факторов.

Среди которых можно выделить:

  • Управляемость;
  • Сцепление колес с дорожным покрытием;
  • Эффективность торможения;
  • Срок службы ходовой;
  • Срок службы резины;
  • Комфорт передвижения.

Существует три вида дисбаланса:

  • Статический — когда центр тяжести не совпадает с осью вращения шины, поскольку одна сторона колеса тяжелее. Такое колесо будет вращаться по типу вращения яйца, и заметить это можно будет даже невооруженным глазом.
  • Динамический — когда центр тяжести имеет смещение ближе к продольной оси. Такое колесо будет вращаться с биением в разные стороны, подобно кривому или не прикрученному колесу.
  • Комбинированный. Как это уже понятно из названия, в этом виде присутствует и первый и второй вид дисбаланса.

Кроме причин, вызванных особенностями изготовления шин и дисков, существуют и другие причины повышенного дисбаланса колес, среди которых следует выделить:

  • Низкое качество резины;
  • Неравномерный износ;
  • Деформация диска (удар, ремонт и т. д.).

Дисбаланс проявляется в виде биения, которое передается на рулевое колесо или в салон. Передвигаясь по ровной дороге, в салоне создается ощущение, что вы едете по дороге с мелкими горбами. Стоит отметить, что подобным образом нередко проявляют себя и другие неисправности, среди которых неисправности подвески (сайлентблоки, рычаги, ступичный, плохая затяжка и т. д.).

Кстати, если нарушение баланса колеса не будет превышать 20 грамм, то на старом бюджетном авто вы, скорее всего, ничего не почувствуете, зато спустя несколько тысяч километров, обнаружите, что шину "съело". На поверхности появится износ в виде стертой боковины, также возможны неисправности ходовой.

Что дает балансировка?

При помощи этой процедуры можно нивелировать разновес и дисбаланс, сводя его к минимуму. Отмечу, что идеального баланса добиться так и не получится, по крайней мере в условиях обычного шиномонтажа. Балансировка позволяет убрать или по крайней мере минимизировать продольное и поперечное биение.

Чем может обернуться отсутствие балансировки?

Есть те, кто не придает данной процедуре большого значения, объясняя свою позицию тем, что это не более, чем обычная выкачка денег. По мнению многих "староверов" из 80-90-х когда-то, на старых Жигулях не было ничего подобного и все было хорошо. На самом деле хорошо не было, и большинство автомобилистов, либо терпели это, либо выбрасывали покрышки, которые имели неравномерный износ, с одной стороны проволока и нитки, а с другой еще вполне нормальный протектор. К сожалению, это заблуждение, которое порой дорого обходится, причем речь сейчас даже не о шинах...

Колеса, которые "скачут" по дороге вместо того, чтобы катиться, не имеют должного сцепления с дорогой, это самым негативным образом влияет на управляемость и длину тормозного пути. В случае необходимости на таком авто будет трудно выполнить резкий экстренный маневр или остановку.

Кроме того, биение даже небольшое, приводит к чрезмерному и преждевременному износу резины, причем неравномерному. Колеса "съедает" в разных местах очень сильно, при этом в некоторых местах колесо может практически не иметь износа. «Залысина» в форме пятна может образоваться на кромке колеса или прямо по центру, это выглядит так, будто колесо заклинило и его несколько километров тащили по асфальту.

Также важно понимать, что биение и вибрация так или иначе в прямом смысле слова разбивают подвеску и трансмиссию. Постоянные мелкие удары и колебания постоянно нагружают подвеску, сайлентблоки, шаровые, резьбовые соединения, а также рулевую рейку. Со временем "умирают" ШРУСы, а также ступичные подшипники. Весь кузов от постоянной дрожи и вибрации со временем превращается в «желе», которое гремит, шумит и двигается волнообразно.

Есть те, кто пытается экономить на балансировке по-другому, они делают ее только на передних ведущих колесах, потому что задние колеса не влияют на управляемость. Но, такое решение приводит к тому, что со временем колеса изнашиваются неравномерно, так как даже несмотря на меньшую загруженность, дисбаланс образует «лысины» на колесе. Такое явление эти автовладельцы объясняют плохим качеством шин, а также дорог. Сила биения и вибрации зависит от величины разновеса разных сторон колеса. Несложно догадаться, что экономить на балансировке – тот еще самообман, наоборот, эта мнимая экономия в конечном итоге приводит к дополнительным растратам и преждевременному износу всего перечисленного выше (колеса, подвеска, коробка и т. д.)

Что собой представляет технология балансирования колес?

Для того, чтобы сделать балансировку, необходимо специальное оборудование, а также обученный этому делу человек.

  1. Колеса должны быть накачаны и очищены от грязи, а также груза от предыдущей балансировки.
  2. Колесо устанавливается на ось станка, которая имитирует ось автомобиля, после чего затягивает его при помощи быстрозатягивающейся гайки.
  3. Далее станок начинает вращение колеса на определенных оборотах, которые позволяют понять какой дисбаланс есть в данном случае.
  4. Цифры на дисплее показывают разницу сторон, после чего мастер останавливает колесо и, вращая колесо, от руки делает метки в тех местах, где следует крепить груз. Чем больше диаметр колеса, тем большим может быть разновес сторон. Нормой считается, когда на колесо легкового авто крепят до 60 грамм груза. Если же его недостаточно, необходимо искать причину, по которой это значение такое большое (деформация, повреждения, брак диска или резины, неравномерный износ шины и т. д.).
  5. В зависимости от типа колесного диска груз может крепиться к краю обода, либо клеиться с обратной стороны на клейкий двусторонний скотч. Во втором случае место для груза обезжиривается.
  6. После установки груза, производится повторная контрольная проверка.

Редко, но все же случается, когда колеса просто невозможно отбалансировать. Это может быть вызвано разными причинами, среди которых:

  • Низкое качество шины или диска;
  • Неравномерный износ шины;
  • Неровный, битый или плохо отремонтированный диск;
  • Неисправный балансировочный станок.

Недостаток балансировки в том, что ее приходится делать довольно часто:

  • При установке новых шин (то есть как минимум осенью и весной);
  • После ремонта шин или дисков;
  • В случае возникновения биения, что тоже возможно в случае потери балансировочного груза;
  • А также каждые 5-7 тыс. км. пробега в зависимости от качества шин и покрытия, по которым они ездят.

Кроме того, нередко случается так, что из-за езды по плохим дорогам или вовсе по бездорожью, балансировочный груз отваливается и баланс колеса нарушается. Не всегда удается обнаружить это вовремя, и порою даже ответственные автовладельцы, которые выполняют балансировку, в один прекрасный момент обнаруживают, что на колесах есть неравномерный износ из-за отсутствия дисбаланса. Отваливается чаще всего груз с литых колес, который клеится на внутреннюю часть диска. От удара при въезде в яму груз может отклеиваться.

И последнее... Небольшой лайфхак!

Чтобы не тратить деньги на балансировку после того, как вы пробили колесо, нанесите контрольную метку (риску) на шину и диск, после чего произведите ремонт шины и соберите колесо по меткам на шине и диске. Если же ремонт шины был серьезным и латка довольно большая, балансировку все же придется делать. Более того, бывает, что после серьезного ремонта шины даже балансировка не позволяет избавиться от появившейся вибрации. Выход один — полная замена покрышки.

На этому у меня все, надеюсь, вам было интересно!? Если да, то напишите комментарий как вы относитесь к балансировке колес или поделитесь ссылкой на эту статью со своими близкими! Всем пока, берегите себя и свой автомобиль!

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *